Свечи зажигания являются
"зеркалом" здоровья двигателя автомобиля, его систем впрыска и зажигания.
Опытному
автомастеру внешний вид свечей скажет о многом. Мы попытаемся немного рассказать
о наиболее характерных
проблемах, с которыми можно встретиться при эксплуатации автомобиля...
Из многолетнего опыта обслуживания автомобилей, можно сделать вывод - не очень
высокое качество бензина
значительно сокращает срок службы свечей зажигания, особенно в инжекторных
системах. Обычно это 10-15 т.км
для инжекторных и 15-25 т.км для карбюраторных машин, независимо от фирмы
изготовителя свечей. Поэтому не
стоит покупать дорогие и "именитые" свечи на такой короткий срок,
если можно подобрать по каталогу аналоги из
более дешёвых серии. Свечи с 2 боковыми электродами работают дольше, но не
все двигатели под них расчитаны.
|
|
|
1. Свечи
производства г.Энгельс. А17ДВРМ - для 8 клапанных двигателей и АY17ДВРМ
для 16 клапанных двигателей. Знак"APS BOSCH". Неплохо зарекомендовали
себя в инжекторных системах c двигателями, расчитанными под свечи с одним
боковым электродом. |
|
2. Чего
нельзя сказать про их аналог с знаком "ЭЗ" (на фото слева). |
|
|
|
3. Исправно
работающая свеча. Правильно подобрана. Ровный, светлый цвет центрального
изолятора. |
|
4. Обрыв
изолятора. Заметен при переворачивании свечи. |
|
|
|
5. Причиной
явилось масло, попадающее в камеру сгорания (сальники клапанов, кольца...)
|
|
6. Из-за
отсутствия нормального теплоотвода края нагара на боковом электрода имеют
повышенный
тепловой режим, что может привести к калильному
зажиганию (дизелинг). |
|
|
|
7. Переобеднённая
топливная смесь |
|
8. Умеренно
богатая смесь, видно по "рыхлой" копоти на центральном изоляторе,
но боковой электрод чист. Такая свеча может давать пропуски на переходных
режимах. Проблема может быть устранена регулировкой системы.Как бедная,
так и богатая смесь, ведёт к снижению мощности, ресурса двигателя и перерасходу
бензина. |
При эксплуатации автомобиля
в зимнее время (особенно если поездки частые и короткие), возникает опасность
такого-же закапчивания свечей из-за их постоянного "недогрева",
вплоть до отказа. Учитывая это, необходимо догревать двигатель после короткой
поездки. Так-же это бывает при зимних прогревах автомобилей с инжекторным
управлением на холостом ходу. Зимняя эксплуатация предъявляет повышенные требования
к автомобилю. Не стоит забывать о свечах, подготавливая его к очередному сезону.
|
|
|
9. Плохое
качество 95 бензина. Ярко-красный налёт на центральном изоляторе появляется
из-за неумеренного применения антидетонационных присадок производителем.
Через короткое время появляются характерные полоски - пробои высокого
напряжения. |
|
10.
Условно-рабочая свеча. На торце изолятора видны следы пробоя высокого
напряжения на корпус свечи. Начальная стадия. При низких температурах
это может осложнить запуск холодного двгателя. |
|
|
|
11. Нерабочая свеча.
На изоляторе видны следы пробоя высокого напряжения. Заряд стекает, оставляя
за собой отчётливый токопроводящий след. |
|
|
Примеры на фотографиях
9-11 более характерны для инжекторных систем с центральным модулем зажигания.
Модуль зажигания работает на грани режима короткого замыкания, что приводит
к его преждевременному выходу из строя. Это так-же относится и к системам
с распределителем зажигания. На холостом ходу и особенно при разгоне будут
заметны провалы и рывки в работе двигателя. В запущенных случаях - его троение.
В основном, это особенность "качества" 95 бензина, хотя в меньшей
степени мы наблюдали это и у 92-93. 92-93 к тому-же может достаться этилированный,
что выведет из строя лямбда зонд и катализатор инжекторных систем авто (устанавливаются
на автомобилях с нормами токсичности выхлопа начиная с Euro-2). Нелёгкий выбор,
остаётся за владельцем.
Следует помнить, что в системах зажигания с центральным модулем при отказе
одной свечи, перестанут работать сразу два цилиндра (включая "парный"
по модулю зажигания). На автомобилях с нормами токсичности выхлопа Euro-3
пропуски зажигания становятся причинами ошибок в системе диагностики, о чём
сообщит горящий индикатор "Check Engine" на панели приборов.
|
|
|
12. Неправильно подобранная
свеча. Длина резьбы свечи превышает длину резьбы свечного отверстия. Перегрев
привёл к разрушению и выгоранию электродов. |
|
13.Прорыв продуктов
горения через некачественное уплотнение свечи при малых сроках её работы
(менее 3 т.к.). Следствие - загрязнение свечного колпачка, приводящее
его к преждевременному выходу из строя. Разнообразие марок свечей с такой
проблемой, вызывает сомнения в их подлинности. |
|
|
|
14.Характерный дефект,
встречающийся у свечей "BRISK". Предположительная причина -
неправильно подобранные материалы изготовителем. |
|
15.Обрыв резьбовой
части свечи, скорее всего признак подделки. |
|
|
|
16.Трещина изолятора
чаще возникает при механическом воздействии, но иногда и из-за проблем
с качеством у производителя. |
|
17.Внешний пробой
изолятора. В этом случае необходима замена так-же и свечного колпачка
(высоковольтных проводов). Показан явный пробой в запущенной стадии. Чаще
всего обнаружить его не просто, т.к. разрушение начинается с внутренней
стороны свечного колпачка. |
|
|
|
18. Кое что из экзотики...
Изобретатели и продавцы,
уверяют что искра, экономичность и мощность двигателя будут совершенно
необычные... На практике это не подтвердилось, а жаль :-). Внушает уважение
трудоёмкость процесса. Встречались образцы, с заботливо проточенными надфилем
электродами и такими-же уверениями. Когда процесс эволюции свечей "уходит
в народ", вряд-ли стоит ожидать чудес. |
|
|
Андрей
Гурин (Scorpion)
Николай Пономаренко.